Как люди узнали место Земли во Вселенной

загруженное (27)

В нашей стране человек сейчас является хозяином и повелителем природы. Великие стройки коммунизма, сооружаемые советскими людьми по плану преобразования природы, указанному товарищем Сталиным, меняют лицо нашей Родины. Воды стали орошать бывшие бесплодные пустыни, вырастают новые леса, меняется лик земли.

А вот в далеком прошлом человек был рабом природы. Не понимая причин грозных и величественных явлений природы, он считал их происходящими по воле могущественных и невидимых существ — богов. Даже самые небесные светила — Солнце и Луна — считались тогда-то божествами, то вестниками богов.

В честь солнца строились храмы, и ему приносились жертвы. Луна и сейчас в мусульманской религии имеет священное значение. Ее изображение — полумесяц — возносится над мечетями и минаретами.

Символические описания изменений в положении солнца над горизонтом в течение года нашли отражение и в христианской религии. Так, праздник пасхи был праздником воскресения природы после зимнего сна под действием живительных лучей солнца. Праздник рождества был праздником прихода солнца в такое положение на небе, когда дни начинают прибывать, а ночи — укорачиваться.

Четыре апостола святых, будто бы описавших жизнь легендарного Христа, соответствуют четырем временам года, а двенадцать его учеников соответствуют двенадцати месяцам года, в течение которых солнце делает по небу полный кругооборот.

Религиозные, суеверные представления людей, выросшие на почве их невежества, перешли в века и, записанные в так называемых «священных книгах», выдавались за истину, не подлежащую обсуждению, а тем более оспариванию. Религия учила, будто Земля неподвижна и находится в центре мира, занимая особое положение во вселенной. Религия утверждала, будто жизнь существует только на Земле и что небесные светила специально созданы богом или богами на пользу людям или для их удовольствия — они освещают дни и ночи и украшают собой небо.

Когда смелые мыслители пытались впоследствии подойти научно к изучению вселенной, служители церкви ополчались на них и подвергали их гонениям и казням. Церковники понимали, что если наукой будет опровергнуто религиозное представление об устройстве вселенной, изложенное в «священных книгах», то будут опровергнуты и все другие утверждения религии и в конце концов рухнет эксплоататорский строй общества, который церковью поддерживался.

Около трех веков назад итальянский ученый Галилей, знаменитый своими открытиями в области астрономии, физики и механики, был подвергнут пыткам и заточению за то, что осмелился поддерживать открытие великого славянина Коперника.

Коперник считал, что Земля движется и не занимает центрального места во вселенной, то есть не находится в том исключительном положении, которое ей приписывает всякая религия. Есть много небесных шаров, подобных Земле,— планет, и все они вращаются около Солнца, говорил Коперник.

Галилей, впервые изучавший небесные светила при помощи телескопа, подтвердил гипотезу Коперника. То, что утверждал Галилей, подрывало веру в священное писание, веру в истинность древних легенд о происхождении мира и человека. Даже открытие Галилеем гор на Луне вызывало неудовольствие и опасение князей церкви: узнав о том, что на Луне, как и на Земле, есть горы и долины, кто-нибудь подумает, что тогда на Луне должны быть и люди. Но ведь в «священном писании» говорится, что первые люди во всем мире произошли от Адама и Евы, которых сотворил бог, и ничего не говорится о происхождении людей на Луне. Получилось бы, что священное писание либо неверно, либо неполно, и в обоих случаях доверие ко всем утверждениям религии упало бы. Церковь решила пресечь опасную для нее деятельность Галилея. Ученому было запрещено не только свободно печатать свои книги, но даже принимать гостей.

На Руси изучение небесных светил также преследовалось церковью. Например, в начале XVI века нес только новгородцев и москвичей были казнены по требованию духовенства за то, что они читали книги, в которых говорилось, как можно предсказывать затмения Солнца по таблицам, описывающим движение Луны. Изучение науки о небесных светилах объявлялось «богомерзостным».

Однако развитие мореходства было невозможно без развития астрономии, говорившей о том, как по положениям светил на небе корабль может находить свое положение в море и держать верное направление. Поэтому купеческое сословие не было заинтересовано в полном подавлении науки церковью.

К тому же смелая человеческая мысль все настойчивее рвалась из религиозных оков. Пытливый ум людей, особенно расширивших свой кругозор знакомством с другими странами и обычаями, убеждался, что мир широк и разнообразен, и стремился сам понять окружающую его природу. Не находя ответа на свои вопросы в «священных книгах», люди, невзирая на опасности и угрозы, рвались к знанию, к изучению мира собственными средствами.

Религиозный гнет не смог пресечь развитие материалистической науки, отрицавшей чудесное и необъяснимое. Задерживая развитие науки, церковь все же не могла ее подавить совсем. Человеческое знание развивалось лучшими мыслителями человечества, подобно Галилею не раз страдавшими за свои убеждения, но смело звавшими вперед, к свету и знанию, к отказу от предрассудков и суеверий — пережитков древнего невежества.

К числу таких мыслителей борцов принадлежал и наш величайший ученый Михаил Васильевич Ломоносов. В царской России церковь имела большое влияние и запрещала распространение книг, излагавших идеи Коперника. Ломоносов смело выступил против церковников и добился издания ряда книг, говоривших об истинном устройстве мира. Ломоносов встал на защиту учения Коперника. В остроумных стихах он высмеивал защитников теории древнегреческого ученого Птоломея о неподвижности Земли. Учение Птоломея, как не противоречащее священному писанию, было одобрено церковью.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: